• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1924"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Сугай Л. А.: Георгий Чулков и его поэма Русь
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    2. Годы странствий. "Новый путь"
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    3. Годы странствий. Современники
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    4. Годы странствий. Художники
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    5. Годы странствий. Театральные заметки
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    6. Годы странствий. Юность
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. * * * ("На кочевьях жизни дикой... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    8. Годы странствий. От автора.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. * * * ("Ведут таинственные оры... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    10. * * * ("Какая в поле тишина!... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    11. Годы странствий. Михайлова М. В.: Пристрастный летописец эпохи
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    12. Годы странствий. Александр Блок
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    13. Годы странствий. Под гласным надзором
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    14. Последнее слово Достоевского о Белинском
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    15. * * * (" Раскрыта книга... Кот клубком... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    16. * * * ("Ещё скрежещет змий железный... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    17. * * * ("Ты подарила мне цветок... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    18. 4 ноября 1923
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    19. Годы странствий. В. Я. Брюсов
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    20. Михайлова. М. В.: "Г. И. Чулков и Вл. Соловьев"
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    21. Годы странствий. Мои тюрьмы
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    22. Ночь в Гаспре
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. * * * ("Поэта сердце влажно, как стихия... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    24. Михайлова. М. В.: "Не бойся смерти и разлуки... "
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    25. Третий завет
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    26. * * * ("Девушка! Ты жрица иль ребёнок?.. ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сугай Л. А.: Георгий Чулков и его поэма Русь
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: века , но, к сожалению, его имя практически забыто в наши дни. Последний сборник стихов этого автора вышел в 1922 году, публикации отдельных стихотворений в антологиях поэзии рубежа XIX-XX веков [1] мало изменили картину литературного забвения поэта. Из литературно-исторических трудов Чулкова переиздана только книга психологических портретов "Императоры" (М., 1990), и вышел сборник прозы, критических статей и мемуаров писателя - "Волтазарово царство" (М., 1998), что же касается его работ о Пушкине, Тютчеве и декабристах, то они остаются пока еще библиографической редкостью[2]. Между тем, поэт, прозаик, драматург, литературный критик, секретарь редакции журналов "Новый путь" и "Вопросы жизни" [3], историк, теоретик символизма, самый активный пропагандист теории мистического анархизма (сторонник Вяч. Иванова и Александра Блока [4] и оппонент Валерия Брюсова и Андрея Белого), Чулков воплотил в своем творчестве характерные идейно-художественные тенденции эпохи. Если к этому добавить факты бурной революционной юности Чулкова - участие в студенческом движении, исключение из университета, арест за организацию политической демонстрации совместно с рабочими (конец 1901 г.), содержание в красноярской тюрьме, затем в Александровском централе, где он (вместе с Дзержинским) участвовал в известном трехдневном бунте, увенчавшемся победой заключенных [5], ссылку в Якутию (куда ему Брюсов, с которым Чулков познакомился еще до ареста, присылал новые книги), то...
    2. Годы странствий. "Новый путь"
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    Часть текста: оказались тщетными. Вел. Кн. Сергей Александрович [139] упорно отказывал старику в его просьбах. Вскоре отец мой умер. С его кончиною порвана была моя последняя связь с прочным бытом, с семейной традицией, с уютом и тишиною. В Петербурге в то время жила моя тетка, С. А. Москалева, вдова, бывшая тогда начальницей Высших женских курсов. У этой моей сановной тетки, ныне умершей, были связи в правительственных кругах. И вот она, хотя у меня с нею никогда не было и не могло быть по многим причинам близких отношений, принялась энергично за меня хлопотать «ради памяти покойной Шуры», т. е. ее сестры, моей матери. Хлопоты увенчались успехом, и мне было разрешено поселиться в Петербурге. Я родился и вырос в Москве. В Петербурге у меня не было ни одного знакомого. Когда мы с женой приехали в столицу и наняли небольшую комнату на Литейном проспекте, в кармане у меня было рублей сорок. Никаких источников для материальной поддержки у меня не было. Когда-то, будучи еще гимназистом, а потом студентом первого курса, я зарабатывал деньги, сотрудничая в «Детском отдыхе», коего редактором был H. A. Попов, [140] впоследствии небезызвестный театральный деятель. Я возлагал все мои надежды на...
    3. Годы странствий. Современники
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: биографическую. Я не принадлежал к тем лицемерным или искренним prudes, кои негодовали на односторонние пристрастия автора. Может быть, эта моя терпимость объяснялась знанием античного быта со всеми его слабостями. Я не мог не восхищаться дарованием этого поэта, несмотря на странность излюбленных им сюжетов. Chacun a son goût. [445] Но так как я никогда ни в какой мере не разделял вкусов поэта, то естественно, что у нас не могло быть особой нежности. Я думаю, что милейший М. А. Кузмин, откровенность коего всем известна, не посетует на меня, если я расскажу один наш забавный диалог. Однажды Михаил Алексеевич на вечере «Современной музыки» полушутя спросил меня, не враждебно ли я к нему отношусь. Я постарался его уверять, что очень ценю его как поэта и как очаровательного собеседника, но, будучи поклонником прекрасного пола, не могу чувствовать особой нежности к тем, кто не умеет восхищаться прелестями гётевской Маргариты или пушкинской Татьяны. — Как! — вскричал Михаил Алексеевич. — Вы думаете, что я не ценю женского общества? Напротив! Я только тогда и чувствую себя хорошо, когда я окружен девушками. Тогда наступила и мне очередь воскликнуть: — О! В таком случае я готов примириться со странностями ваших сюжетов. Но как же вы сами объясните противоречия вашей психологии? — Очень просто. Я не любопытен. — Что? — изумился я. — Я не любопытен,...
    4. Годы странствий. Художники
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: изведавший и тюрьмы, и ссылку, не только не равнодушен к искусству, но и проповедую какую-то эстетику, не похожую вовсе на традиционную интеллигентскую канитель. В головы петербургских эстетов никак не укладывалось, что можно совмещагь в себе понимание искусства и вражду к тогдашнему политическому и социальному порядку. Впрочем, на моих глазах эти самые люди перевоспитались весьма радикально. Врачом или педагогом был революционный 1905 год. Итак, мой товарищ привез меня в салон Александра Николаевича Бенуа. Здесь были в тот вечер, насколько я припоминаю, Сомов, Добужинский, [550] Лансере, [551] Бакст, [552] Яремич [553] и кое-кто из литературных друзей «Мира искусства»: между прочим, беспечный любитель всяческих эстетических тонкостей Нувель [554] и несколько меланхолический скептик Нурок. [555] Все со мною были очень приветливы и любезны, но я чувствовал, что мои новые знакомые поглядывают на меня с некоторой опаскою, как на варвара, способного бросить бомбу на их пиршественный стол. Но я никакой бомбы не бросил, зато в этот вечер случилась иная катастрофа. Во время ужина вошел какой-то нежданный, по-видимому, гость с измученным, бледным лицом, с побелевшими, сжатыми, запекшимися губами и со странными глазами, как будто видящими нечто незримое. Именно такое было у меня впечатление от этого человека, имени коего я тогда не знал. Он подошел к хозяйке салона, молча коснулся губами ее руки и так же безмолвно занял место за столом, ни с кем не заговаривая и...
    5. Годы странствий. Театральные заметки
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: нашей первоклассной драматической сцены. Многих актеров я видел и в частной жизни у моего дядюшки. [591] В эти годы у него на журфиксах охотно бывали актеры. Некоторые хаживали и к нам играть в винт с моим отцом. Я смотрел на актеров, как на счастливых волшебников. Театр казался мне чудесным местом, и я сам мечтал об актерском ремесле, разучивал монологи Макбета и Гамлета, [592] летом на подмосковных дачах устраивал спектакли. Этим предосудительным делом занимался я с четырнадцати лет. Но с годами, продолжая восхищаться Ермоловой, [593] Федотовой, [594] Ленским, [595] Горевым, [596] Макшеевым, [597] я уже чувствовал, что в Малом театре не все благополучно. Несмотря на зеленую свою молодость, я понимал, как низко стоит репертуар казенного театра. Шекспира и Шиллера ставили нечасто, зато пьесы моего дядюшки, Шпажинского [598] и прочих не очень высоких драматургов не сходили со сцены. Больно было смотреть на великолепных артистов, которые тратили свои силы на то, чтобы извлекать из ничтожества всякие сомнительные творения репертуарных поставщиков. Зато актер царил на сцене, был ее хозяином. Режиссер был незаметен. О нем никто и не вспоминал. Декорация почитались чем-то совершенно неважным и неинтересным, по крайней мере, в драме. Зато зрители ценили актерскую игру во всей ее, так сказать, чистоте. Авторский замысел не был загроможден никакими режиссерскими измышлениями. Сущность театра не была утрачена. На первом плане был человек, личность во всей сложности и многообразии его духовной жизни. Но по мере того как старились и умирали актеры, воспитавшиеся на лучших...
    6. Годы странствий. Юность
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: в этих записках о моей тогдашней философии, но социологию Маркса я принял в те годы целиком и совершенно уверовал в пролетариат как строителя будущей цивилизации. Нравилась стройность системы, казалась убедительной начертанная Марксом схема классовой борьбы… Самая фатальность исторического процесса, неуклонно идущего к коллективизму, внушала тот оптимизм, которого так недоставало серой и унылой действительности. Народничество, со своею сомнительною этикою, было чем-то двусмысленным. А в марксизме все было так отчетливо. Нравилось именно то, что открыт объективный закон, что дело не в социальной морали, которая, как известно, палка о двух концах, а в роковой неизбежности чудесного скачка «из царства необходимости в царство свободы». На каждого токаря или слесаря я смотрел с особым любовным уважением. Ведь это тот товарищ, который перестроит мир! Жаль только, думал я, что эти блузники сами еще не подозревают, что именно они суть те счастливые избранники истории, которые, защищая свои классовые интересы, тем самым ...
    7. * * * ("На кочевьях жизни дикой... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("На кочевьях жизни дикой... ") На кочевьях жизни дикой Ты одна, моя жена, В тайне странной и великой Мне навек обручена. Пусть от зноя злой пустыни Утомлённый я уснул. Но от века и доныне Надо мной волшебный гул... И тебе ль не внятен лирный Этот гимн небесных сил-- Этот зов миров надмирных От печалей и могил! Пусть мне снится страсть земная... -- Сладостный и душный бред!-- Всё же, друга поминая. Вспомни наш с тобой обет. Октябрь 1924.
    8. Годы странствий. От автора.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Годы странствий От автора. От автора В этой книге воспоминаний читатель не найдет исповеди автора. Нет в ней и широкой картины быта. Оправдание этой книги — в характеристике эпохи, поскольку жизнь ее отразилась в психологии ревнителей символизма. Само собою разумеется, что эти литературные очерки не исчерпывают всех моих воспоминаний, но пусть по крайней мере эти фрагменты сохранятся для читателей. Некоторые из глав книги были уже опубликованы ранее. Так, например, очерк, посвященный Брюсову, был напечатан в журнале Государственной академии художественных наук «Искусство», 1926 (1925), № 2; о Блоке — в книге «Письма Блока», изд. «Колос», Ленинград, 1925; о Федоре Сологубе — в журнале «Звезда», 1928, № 1; о Леониде Андрееве — в книге «Письма Л. Н. Андреева», изд. «Колос», Ленинград, 1924. Переписка Брюсова, Блока, Сологуба и Леонида Андреева с автором воспоминаний опубликована с разрешения Государственной академии художественных наук, коей принадлежат ныне подлинники этих писем. Г. Ч.
    9. * * * ("Ведут таинственные оры... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Ведут таинственные оры... ") Ведут таинственные оры Свой тайнозримый хоровод. Умрёт ли кто иль не умрёт - Но дивной музы Терпсихоры Прекрасен в вечности полёт. Ты, смертный, утешайся пляской. Следи движенье снежных рук, И флейты нежный тонкий звук, - И очарован музы лаской Не бойся горестных разлук. Увянут розы, всё истлеет, Испепелится твой чертог, Но на Парнасе дивный Бог Всё в странном свете пламенеет: Он тлен печальный превозмог! Своей любимой - Терпсихоре - Он повелел тревожить нас, Чтоб в сердце пламень не угас, Чтоб в радость обратилось горе, Когда пробьёт последний час. сентябрь 1924, Гаспра
    10. * * * ("Какая в поле тишина!... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Какая в поле тишина!... ") Какая в поле тишина! Земля, раскинувшись, уснула. Устав от солнечного гула, От хмеля терпкого вина. И я дремал, забыв, что ярость Страстей мятежных не прошла. Что не распутать мне узла, Завязанного мной под старость. Очнувшись, вспомнил о тебе, Моя ревнивая подруга, И сердце будто от недуга Запело жалобу судьбе. Но полно! Одолей унылость! Уныние ведь смертный грех: Не для себя живёшь - для всех, И безгранична Божья милость! 24 июля 1924