• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1911"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Автоматические записи Вл. Соловьева
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    2. Годы странствий. Александр Блок
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    3. Годы странствий. Художники
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    4. Годы странствий. Театральные заметки
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    5. Блок А. А. : "Письма Г. Чулкову"
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    6. Годы странствий. Воспоминания
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    7. Годы странствий. Письма из Парижа (1911 г.). Мона Лиза
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    8. Годы странствий. Кризис декадентства
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    9. Годы странствий. Письма из Парижа (1911 г.). Праздник
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    10. Сологуб Федор : "Письмо Г. И. Чулкову" (6 февраля 1911, об А. Н. Толстом)
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    11. Годы странствий. "Факелы"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    12. Годы странствий. Федор Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    13. Последнее слово Достоевского о Белинском
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    14. Годы странствий. Годы странствий
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    15. Критика, публицистика, переписка Чулкова
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    16. Анна Ахматова
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    17. Годы странствий. Мои тюрьмы
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    18. Михайлова. М. В.: "Не бойся смерти и разлуки... "
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    19. Годы странствий. Современники
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    20. Годы странствий. Юность
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    21. Годы странствий. Леонид Андреев
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    22. Годы странствий. Письма из Парижа (1911 г.). Нижняя Сена
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    23. Годы странствий. Михайлова М. В.: Пристрастный летописец эпохи
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    24. Годы странствий. Под гласным надзором
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    25. Воспоминания Чулкова. Годы странствий
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    26. Слепые. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    27. Годы странствий. Письма из Парижа (1911 г.). Катзар
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    28. Годы странствий. От Женевы до Софии. Письма 1915 года
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    29. Годы странствий. В. Я. Брюсов
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    30. Слепые. Глава XVII
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    31. Годы странствий. В горах
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Автоматические записи Вл. Соловьева
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    Часть текста: университете он отдал дань революционным идеям, за что поплатился ссылкой в далекий улус Амга Якутской губернии. Попав после освобождения в 1904 г. в Петербург, он был приглашен Мережковскими на должность секретаря журнала "Новый путь" и с головой окунулся в литературную жизнь тех лет. С этого времени Чулков непременный участник всех сколько-нибудь заметных дискуссий по вопросам "нового искусства", посетитель ивановских "сред", соратник В. Мейерхольда. Он явился инициатором создания философского журнала "Вопросы жизни", редактировал журнал "Народоправство" (1917--1918), в котором печатались статьи В. Иванова, Н. Бердяева, Н. Иорданского, А. Ремизова и др. Но самым громким и скандальным его "детищем" стала теория "мистического анархизма", с которой он выступил в книге "О мистическом анархизме" (1906) и отголоски которой имеются в его работе "Анархические идеи в драмах Ибсена" (1907). Теория вызвала бурную полемику. На автора посыпались обвинения в эклектичности, незрелости, непродуманности философских обоснований (хотя, по сути, Чулков, правда, на свой лад объединив социальные и мистические теории, развивал идеи В. Иванова об анархическом содружестве людей, связанных общностью религиозно-этического сознания; кстати, книге было предпослано предисловие В. Иванова). "Мистический анархизм" остался, по сути, единственной в "чистом виде" философской эскападой Чулкова, за которую, впрочем, он себя впоследствии жестоко осудил {"... перечел свою статью "Об утверждении личности". Это статья -- дурная статья, и я дорого дал бы,...
    2. Годы странствий. Александр Блок
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    Часть текста: «Кремнистый путь». Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения, вместе с письмами к ней Владимира Соловьева, были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 мая 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три стихотворения — «О, медиума странный взор…», «Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня…» и, наконец, мое стихотворное переложение «Песни песней». — Это мне дает право требовать от вас внимательного отношения к моему «Третьему завету», — сказала она тихо и торжественно. В самом деле, хотя я никогда лично не знал Владимира Соловьева и не имел с ним связи, если только не считать косвенного к нему касания через его брата Михаила Сергеевича Соловьева, [333] который был моим учителем в шестой классической гимназии и всегда относился ко мне благосклонно, — все-таки в душе моей бессознательно преобладала тогда тема «софианства», [334] соловьевская тема, с ее ослепительным светом и с ее мучительными противоречиями. Это сказалось и в моих стихах. Анна Николаева Шмидт тотчас же почувствовала во мне ...
    3. Годы странствий. Художники
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    Часть текста: Николаевича Бенуа. Здесь были в тот вечер, насколько я припоминаю, Сомов, Добужинский, [550] Лансере, [551] Бакст, [552] Яремич [553] и кое-кто из литературных друзей «Мира искусства»: между прочим, беспечный любитель всяческих эстетических тонкостей Нувель [554] и несколько меланхолический скептик Нурок. [555] Все со мною были очень приветливы и любезны, но я чувствовал, что мои новые знакомые поглядывают на меня с некоторой опаскою, как на варвара, способного бросить бомбу на их пиршественный стол. Но я никакой бомбы не бросил, зато в этот вечер случилась иная катастрофа. Во время ужина вошел какой-то нежданный, по-видимому, гость с измученным, бледным лицом, с побелевшими, сжатыми, запекшимися губами и со странными глазами, как будто видящими нечто незримое. Именно такое было у меня впечатление от этого человека, имени коего я тогда не знал. Он подошел к хозяйке салона, молча коснулся губами ее руки и так же безмолвно занял место за столом, ни с кем не заговаривая и даже как будто не замечая окружающих. Я невольно обратил внимание на то, что шумливая и оживленная болтовня гостей вдруг пресеклась. Все растерялись. Иные как будто с трудом подыскивали темы для разговоров с соседями, иные и вовсе сидели, как чем-то смущенные юноши, опустив глаза в стаканы с вином. Минут через двадцать таинственный гость исчез. Это был Врубель, который только что был выпущен временно из...
    4. Годы странствий. Театральные заметки
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    Часть текста: свою молодость, я понимал, как низко стоит репертуар казенного театра. Шекспира и Шиллера ставили нечасто, зато пьесы моего дядюшки, Шпажинского [598] и прочих не очень высоких драматургов не сходили со сцены. Больно было смотреть на великолепных артистов, которые тратили свои силы на то, чтобы извлекать из ничтожества всякие сомнительные творения репертуарных поставщиков. Зато актер царил на сцене, был ее хозяином. Режиссер был незаметен. О нем никто и не вспоминал. Декорация почитались чем-то совершенно неважным и неинтересным, по крайней мере, в драме. Зато зрители ценили актерскую игру во всей ее, так сказать, чистоте. Авторский замысел не был загроможден никакими режиссерскими измышлениями. Сущность театра не была утрачена. На первом плане был человек, личность во всей сложности и многообразии его духовной жизни. Но по мере того как старились и умирали актеры, воспитавшиеся на лучших традициях московской сцены, все очевиднее становилось падение Малого театра. Пресловутый...
    5. Блок А. А. : "Письма Г. Чулкову"
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: с самого его основания принимали ближайшее участие Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, а с июля месяца 1904 года в состав редакции вошел и я. В июньской книжке "Нового пути" было напечатано 9 стихотворений Блока: "Целый год не дрожало окно...", "Погружался я в море клевера...", "У забытых могил пробивалась трава...", "И снова подхожу к окну...", "Ты у камина, склонив седины...", "Потемнели, поблекли залы...", "Я изнуренный и премудрый...", "Мы встречались с тобой на закате...", "Я вырезал посох из дуба...". В этой же книжке журнала были напечатаны две рецензии Блока - одна на книгу Бальмонта "Горные вершины", другая - на книгу Вяч. Иванова "Прозрачность". Воспоминания П. П. Перцова о Блоке в его книжке "Ранний Блок", М., 1922. ** А. Н. Шмидт (30 июля 1851 - 7 марта 1905) - визионерка, автор религиозно-философского и мистического трактата, опубликованного спустя одиннадцать лет после ее кончины в книге "Из рукописей Анны Николаевны Шмидт". М., 1916. В...
    6. Годы странствий. Воспоминания
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    Часть текста: предках матери моей, урожденной Александровой, [897] я знаю и того меньше. Она не любила беседы на эту тему. Вероятно, причиной тому была некоторая семейная тайна, связанная с происхождением моей бабушки. Об этой бабушке придется сказать несколько слов особо в связи с одним моим детским впечатлением, вовсе не светлым. Итак, буду записывать, что вспомню и, вероятно, несколько беспорядочно, почему и прошу читателя извинить случайность иных моих воспоминаний. Сейчас, например, почему-то неотступно стоит в моем воображении старенькая кушетка, в глубине которой сидит моя мать, а против нее в кресле какая-нибудь ее приятельница. Одна из них вышивает, а другая — читает вслух. Я присутствую тут же, пятилетний мальчуган, сижу где-нибудь внизу на скамеечке с тетрадью на коленях и цветными карандашами в руках. Так проходят долгие часы, едва ли не каждый день. Сколько я тогда наслушался великолепных историй. Вот в этой обстановке услышал я в первый раз трогательную и занятную повесть о капитанской дочке. Книги поглощались жадно усердными читательницами, не замечавшими, может быть, что в их читательских волнениях участвует еще одно существо. Впоследствии эта кушетка служила и мне любимым убежищем, и я, забравшись на нее с ногами, зачитывался Майн Ридом и Жюль Верном. Впрочем, период увлечения такого рода романами у меня был короче, чем у большинства сверстников. Вскоре я узнал и полюбил иных поэтов, кого и до сих пор не разлюбил. Я был старшим в семье. Братьев у меня не было. Все три сестры [898] были моложе меня. Одно из первых мрачных воспоминаний моего детства связано с именем покойной сестры Сони. Это был странный и болезненный ребенок. Родилась Соня в какой-то несчастный год, когда семья наша особенно нуждалась. Она явилась на свет нежеланной, и вся ее детская короткая жизнь прошла в печали и муках. Родители мои были люди добрые, но души этого ребенка они почему-то не разгадали и не...
    7. Годы странствий. Письма из Парижа (1911 г.). Мона Лиза
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: Как необычайна судьба Леонардо. Почти все им созданное погибло, испепелилось — но тем прекраснее миф об этой странной и загадочной душе. Те, которые защищают в эстетике идею «самоценности творческого порыва», [731] могут с достаточною убедительностью ссылаться на Леонардо, оспаривая мнение эстетов, требующих от художника «совершенных и законченных произведений». Теории Леонардо иногда противоречат его творчеству. Леонардо сделал самого себя объектом искусства. Это не менее значительно, чем то, что он успел сделать как художник. И он дал миру новую тему — улыбку Джиоконды. Иные современники наши, иные поэты, никогда не видавшие Леонардо, зачарованы, однако, этою улыбкою потому, что легенда о ней живет уже независимо от картины художника. К чему стремится искусство? К созиданию объективных «ценностей»? К накоплению художественных «богатств»? Или оно не всегда заботится об украшении жизни, а живет безумною мечтою о том, что художник приносит вести из «иного мира», дает новый «знак», залог преображенной жизни? Пусть этот «иной мир» отразится в творчестве художника в условном образе, быть может, болезненно-искаженном, — все равно этот мучительный восторг нам дороже всех наслаждений, которыми мечтают пленить нас эстеты. «Освобождающиеся рабы» [732] Микеланджело [733] значительнее, чем его прекрасный Давид, [734] потому что в этих незавершенных творениях «просыпаются бури». Мона Лиза жива. В ее улыбку влюблена современность. Если бы эта улыбка не померещилась в XV в. таинственному флорентийцу, быть может, мир не имел ...
    8. Годы странствий. Кризис декадентства
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: которая так страстно велась на страницах московских и петербургских журналов, посвященных новой поэзии и новой поэтике. Мое положение в этой борьбе было нелегкое. Я стал ревнителем символизма с первых дней моей литературной деятельности, но вместе с тем я почти в те же дни осознал изначальную ложь индивидуализма. Отсюда та напряженная борьба моя с декадентством, какую я вел иногда неумело, но всегда настойчиво и решительно, вызывая досаду и гнев своих товарищей, упрямо державшихся всевозможных бодлерианских, ницшеанских и даже штирнерианских теорий. [496] В этой борьбе с декадентством у меня оказался могущественный союзник — Вячеслав Иванов. Но он был осторожнее меня. К тому же он был забронирован сложностью своего загадочного поэтического стиля и своею исключительною эрудицией. Я был откровеннее, решительнее и беспечнее, чем он. Шел в бой с одним мечом, без щита. А между тем, в 1907 году литературные отношения сложились для меня очень неблагоприятно. «Факелы» как сборники, выходившие не периодически, не могли с успехом отражать полемические стрелы, направленные против смельчаков, решившихся усомниться в...
    9. Годы странствий. Письма из Парижа (1911 г.). Праздник
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    Часть текста: Я часто захожу в Jardin des plantes, [700] в этот прелестный уголок Парижа, сохранивший очарование прошлых дней. Мимо «Martin», [701] вокруг которого всегда стоит толпа зевак, мимо невероятных павлинов, мимо гиппопотама с мордой, похожею на чемодан, я спешу пройти к помещению, где дремлют змеи. Меня влекут к себе почему-то эти странные существа, с таким сильным и гибким телом, с таким изысканным рисунком на коже и с такими непонятными глазами, влюбленными в какую-то нам неведомую тишину. Я всегда жду с волнением, когда проснется одна из этих индийских красавиц и обратит на меня свой загадочный и чарующий взгляд. Нет, решительно змеиные глаза лучше, чем глаза парижан. Какие жуткие, какие усталые глаза возникают перед вами непрестанно, куда бы вы ни пошли, — в театр, на бульвары, в музеи, в «салоны» или, наконец, в «Chambre des députés». [702] Я был в палате на том заседании, когда оппозиция жестоко критиковала декларацию нового правительства и когда Кайо [703] защищал свою программу при единодушных аплодисментах торжествующего сплоченного большинства. И что же? В этот большой парламентский день, когда речь шла об избирательной реформе и о возвращении забастовщиков на их прежние должности, даже в этот день я читал во всех глазах одно и то же: «Нам все надоело, мы ни во что не верим, в сущности, мы ничего не ценим и больше всего любим blaguer ». [704] Но вот встает Жорес. [705] Ему надо выразить свое благородное возмущение, и он с успехом это делает. Но даже в...
    10. Сологуб Федор : "Письмо Г. И. Чулкову" (6 февраля 1911, об А. Н. Толстом)
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: Сологуб Федор : "Письмо Г. И. Чулкову" (6 февраля 1911, об А. Н. Толстом)   "6 февраля 1911.   Дорогой Георгий Иванович, Я с большим огорчением узнал, что Вы продолжаете поддерживать отношения с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Образ действий графа Алексея Николаевича Толстого вынуждает меня не посещать тех домов, где он принят. Преданный Вам Федор Тетерников".